Вопрос был поставлен сверху Поделиться
В святилище отечественной мудрости, институте философии РАН царит оживление. Наших «быстрых разумом» платонов озадачили ни много, ни мало формированием отечественной философской школы. Социокультурное противостояние России и Запада не обойдется более без четкой государственной идеологии, считают в РАН. Ее-то, идеологию, и предстоит выработать отечественным философам.

По поводу создания новой философской концепции и твердой платформы под ней члены РАН и академики устроили собрание. Директор института философии Абдусалам Гусейнов начал с того, что «боевые действия на Украине обозначили не только масштабное военно-политическое», но и идеологическое соперничество. Недавний директор, а теперь первый зам Андрей Смирнов сообщил, что «вопрос о формировании государственной идеологии» был прямо поставлен сверху.
На обсуждении темы очень сказывалось, что здесь собрались философы. Припомнились и 1970-е годы, эзопов язык советской пропаганды. И современное подчиненное положение профессоров-академиков, получающих зарплаты за счет бюджета. А государство, тем временем, ждет от философов не бесплодных теорий, а конкретных действий.
Хочешь — не хочешь, теперь всем, судя по всему, предстоит переобуться из ботинок Канта в лапти славянофильства образца Хомякова. Тут и «народ-бурундук» придется очень кстати.
Еще насчет Канта. Совсем недавно деятели просвещения всячески поддерживали калининградский университет имени этого знаменитого философа, идеолога современного индивидуализма. В особенности, философский факультет — там еще осенью и кампус новый начали строить, и фестиваль учинили. Имени Канта, разумеется. Да и сам института философии РАН еще вчера гордился приверженностью к прогрессивной мысли. Абдусалам Гусейнов расписывал, как он любит советского диссидента-философа Александра Зиновьева: «И я верю, что именно подлинными идеями Зиновьева, а не подделанными под злобу дня суррогатами будет прирастать Россия, которой он был так беззаветно предан». Андрей Смирнов, будучи директором, в числе другого санкционировал нашумевшие диссертации об аде. «Является ли злом существование ада», — самая современная и громкая из тех трех научных работ.
— Если уж говорить о Канте, то не об индивидуализме надо сейчас, а о сформулированном им же трансцендентальном идеализме. Который определяет все окружающее как феномен сознания, — рассуждает философ Валерий Красавин. — Очень полезная теория.
Грубо говоря, «это все у вас голове», по формуле из голливудского кинематографа. Не пойму, кто и зачем хочет «отменить Канта»…
А если серьезно, то очевидный «евразийский», а на самом деле правый крен нашей патриархально-миссионерской мысли содержит просто-таки грубую логическую ошибку. Евразия как таковая должна объединять, а не сепарировать. Тем более, если по модному Дугину и его товарищам, новая евразийская сверхдержава «всех и вся собирает».
Новая политика, если она вообще возможна, должна впитать в себя все русское и лучшее, что было в русской философской мысли: от Аксаковых и Бердяева до того же Кондратьева с его экономическими циклами, Зиновьева, Лосева… Не отрицая западных основ, на которых любая философская теория зиждется, как три слона на черепахе. Независимо от того, хотят этого слоны или нет. А государственный волюнтаризм — это вообще не идеология, и не какая-то новая концепция тоже. В XX веке это уже имело место быть. Отрастить себе бороду и начитаться Гумилева — это еще не значит стать евразийцем.





































