«Задавленные» циркулярами молодые учителя объявили скрытую войну чиновникам

0
165

«Сначала завизируй — потом импровизируй» Поделиться

Победно завершился Год учителя и триумфально наступил Год культуры! Этот «коренной перелом» нашел свое документальное отражение в бюрократическом творчестве двух отраслевых министерств. Я имею в виду «Проект концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Минкульта и приказ Минпросвещения «Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных образовательных стандартов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования».

"Задавленные" циркулярами молодые учителя объявили скрытую войну чиновникам

Поскольку мы вступили в Год культуры, отдадим приоритет проекту документа соответствующего ведомства. В нем подробно излагается, какие у нас ценности и что нам угрожает. Едва ли стоит утомлять читателя детальным чтением этого многостраничного документа. Поэтому остановлюсь на его ключевых положениях.

В документе дается перечень традиционных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы… А кто, собственно говоря, против?

Далее авторы переходят к перечню разрушительных и чуждых идей. Среди которых: культ эгоизма и вседозволенности, отрицание идеалов патриотизма и служения Отечеству, отрицание идеалов позитивного вклада России в мировую историю.

Особенно трогательно выглядит тот факт, что авторы разжевывают деятелям культуры и примкнувшим к ним просвещенцам, словно неразумным детям: что такое хорошо, а что такое плохо. С чего бы это?

Истинные цели создателей этого канцелярского «шедевра» раскрываются там, где называются источники угроз, разрушители нашей национальной идентичности. Это деятельность экстремистских и террористических организаций, действия США и их союзников, подрывная работа транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций.

Авторы мыслят современными управленческими категориями, а посему рассматривают негативный и позитивный сценарии нашего развития.

При негативном сценарии будут сформированы условия для саморазрушения общества, подорваны основы российской государственности и самобытности, доверие к институтам государства, правоохранительным органам и к системе образования, нравственное здоровье людей. Таким образом, в документе четко определены супостаты внутренние и внешние.

«Чует он, что по туше у него кто-то прыгает, и думает: «Беспременно это должен быть внутренний супостат!» (М.Е.Салтыков-Щедрин, «Медведь на воеводстве»). Такая вот медвежья услуга оказывается образованию и культуре. 

Как же спасти отечество от грозящей ему опасности? Авторы определенно знают пути решения этой грозной проблемы: «принимать новые нормативно-правовые акты, разрабатывать государственные программы, наказывать органы власти за финансирование вредных мероприятий, наделить широкими полномочиями орган межведомственной координации, который будет анализировать деятельность врагов, решать, как им нужно противодействовать, и готовить ежегодный доклад Президенту РФ».

Особо хочу выделить ключевой пункт: «принимать новые нормативно-правовые акты». Что и сделали авторы проекта. О педагогической науке — ни слова. Зато налицо наивная (или нахальная?) уверенность в том, что культурой и образованием можно управлять при помощи циркуляров. Так близится к осуществлению проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России». 

В свою очередь в приказе Минпросвещения от 25 октября 2021 года подробно излагается перечень документов, которые должны предоставить образовательные организации, дабы получить право на просветительскую деятельность как со школьниками, так и с педагогами. Таким образом, отныне деятели культуры и образования должны действовать по принципу: сначала завизируй — потом импровизируй. В создавшихся условиях даже Российская академия образования должна доказать свое право на просветительскую деятельность, предоставив соответствующую справку от учредителя!

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Рособрнадзор подвел итоги ЕГЭ - 2021: камеры прятали в пуговицы

Однако не будем вешать всех собак на отраслевые министерства. Они всего лишь выполняют высочайшие указания, зафиксированные в принятом Госдумой РФ Законе о просветительской деятельности.

Ничто не ново под Луной. Совсем скоро мы будем отмечать 200-летие писателя и опытного управленца М.Е.Салтыкова-Щедрина, который призывал не путать «Отечество» и «Ваше превосходительство». Увы, тот же бес нас вновь попутал. Как же при таких грозных распоряжениях готовить выпускников школ к жизни в открытом мире, выращивать молодых учителей?

Счастье заключается в том, что, вопреки абсурдным и смехотворным запретам, молодые педагоги творчески развиваются и открывают для себя и своих учеников новые горизонты знаний. На память приходят строки из «Гимна демократической молодежи»: «В эти грозные годы мы за счастье бороться идем…» Их песню не задушишь, не убьешь. Пишу об этом не умозрительно, а находясь под впечатлением только что увиденной мною работы молодого специалиста Тимура Манакова.

Урок английского языка во втором классе начальной школы. В сущности, это совсем маленькие дети. Но с самого начала педагог погружает их в языковую среду. Ни слова по-русски. Начиная с зарядки, где малыши безукоризненно выполняют его команды и понимают его с полуслова. Дальше больше: на интерактивной доске флаги разных стран: России, США, Великобритании, Канады… Слева флаг — справа название страны на английском языке. Развертывается настоящая игра. Для начала дети повторяют за учителем название страны на языке. Особое затруднение вызывает Ireland (Ирландия). «Ничего, — шутит учитель, — и самим ирландцам трудно выговаривать название их страны». (Единственная реплика, произнесенная по-русски, но она оправдана, ибо вдохновляет детей на отработку произношения.)

Тем временем задания усложняются. Стираются названия стран, остаются только изображения флагов — ну-ка назовите по-английски, какой стране какой флаг принадлежит! Логичный прием, поскольку у одних детей доминируют зрительное восприятие и память, а другие лучше воспринимают учебный материал на слух. Молодой педагог работает азартно, артистично. В классе не смолкает детский смех, ни один ребенок не остается без внимания. Все тянут руки и хотят участвовать в выполнении заданий. Это и есть ученье с увлечением.

Между тем это не игра, сложность заданий для детей наращивается. У каждого ребенка свой индивидуальный темп усвоения. Есть дети, которые хватают все на лету и рвутся в бой. У других усвоение идет медленнее. И тут следует вторая оправданная реплика на русском языке: «Вероника, ты первая выбежала к доске, так нечестно, ты уже играла». Разумеется, я отнюдь не идеализирую работу начинающего педагога. У него есть методические ошибки, его еще учить и учить, но без оглядки на указующий перст начальства.

Но почему же тем не менее я описываю этот урок молодого специалиста (он трудится лишь первый год в школе)? Да потому что усиление контроля со стороны государства за педагогами исходит из тотального недоверия к ним, «неразумным». Вот и стремятся чиновники «тащить и не пущать» (Г.Успенский).

Напрасный труд. Их молодежную песню не задушишь, не убьешь.